Меню сайта

Последние новости

Причина отравления вод океана.

Американские ученые из штата Мичиган полагают, что в качестве главной причины отравления вод Мирового океана ртутью являются бактерии.

Секрет выживания лягушек.

Американским ученым удалось выяснить, как лягушкам удается продолжать жить даже после глубокой заморозки.

Секрет долголетия ночницы.

Биологи уже давно считают, что продолжительность жизни животного определяется очень просто: чем оно больше, тем дольше живет.



Психическое и умственное развитие
Материалы по биологии и химии / Возраст человека / Психическое и умственное развитие
Страница 1

Несмотря на то, что мозг новорожденного ребенка достаточно велик по объему, степень его функциональной зрелости существенно отстает от его размеров. Новорожденный ребенок имеет ограниченный репертуар целенаправленной деятельности: он может кричать, сосать, глотать, чихать, двигать глазами, испражняться и мочиться. У него хорошо развиты обонятельная и вкусовая чувствительность, но он не ощущает боли. Он обладает очень сильным хватательным рефлексом (унаследованным от приматов - см. главу по эволюции человека), который утрачивается через пару месяцев.

Человеческий младенец отличается от детенышей других животных прежде всего тем, что в своем развитии он зависит в большей степени от обучения, чем от врожденных форм поведения, а кроме того, в процессе онтогенеза он должен освоить новый (после ползания, передвижения на четвереньках) способ локомоции - прямохождение.

Двигательные и сенсорные системы ребенка развиваются медленно, и определенные маркеры вполне могут использоваться как показатели зрелости. В качестве примера можно привести такую, например, стадию развития, когда беспорядочные движения рук младенца становятся целенаправленными и т. д. В табл. VI. 7 приводятся характеристики некоторых стадий развития, выделенные известным американским психологом А. Гезеллом (Gesell, 1974). Подобные исследования проводили также ученые других стран.

Девочки опережают мальчиков на протяжении моторного и сенсорного развития: они первыми начинают ползать и ходить, у них раньше развивается координация движений и устанавливается контроль мочеиспускательного рефлекса и дефекации.

Один из важных маркеров возрастного развития, как правило, запоминаемый матерью, - это возраст, когда ребенок произносит первое слово. Эта цифра сильно варьирует, но в среднем к полутора годам ребенок может произнести около 30 слов. К двум годам число слов достигает 300, причем девочки по этому показателю всегда опережают мальчиков. К 3 годам словарный запас составляет более 1000 слов и к 5 годам - более 2000. Задача по составлению из слов предложений осваивается ребенком примерно к 3 годам: сначала это простые предложения, которые в дальнейшем усложняются.

Развитие психологического самосознания включает такие элементы, как осознание себя и других, понимание своего места в обществе. У мальчиков этот процесс протекает, как правило, более напряженно, чем у девочек. С другой стороны, у мальчиков ниже способность к концентрации внимания.

Таблица VI. 7. Некоторые важные вехи в развитии ребенка (по Gesell, 1974)

Возраст

Стадия развития

годы

месяцы

-

2

следит глазами за движущимися предметами

-

4

может короткое время сидеть, подняв голову; вращает головой, обследуя окружающее пространство

-

6

хватает предметы; может трясти их и стучать ими

-

8

может сидеть без посторонней помощи

10

ползает, может держать небольшие предметы между указательным и большим пальцами; может произносить одно-два слова; пытается участвовать в кормлении

1

6

ходит, неуклюже бегает, строит башню из 3-4 кубиков; может переворачивать страницы в книге; знает около 30 слов

2

бегает без устали; пользуется короткими предложениями; поворачивает дверные ручки; подчиняется простым приказаниям; строит башни из 6-7 кубиков; нередко полностью контролирует деятельность мочевого пузыря и анального сфинктера

3

ходит прямо; может стоять на одной ноге; карабкается по лестнице; может надеть ботинки и расстегнуть пуговицы; полный контроль над мочевым пузырем; сам справляется с едой; начинает учиться счету

4

-

рисует, копирует, пишет печатные буквы, чистит зубы, умывается, вытирает лицо и руки

5

может зашнуровать ботинки, начинает пользоваться различными инструментами; некоторые хорошо читают, могут написать свое имя; задает вопросы о значении слов

6

-

читает; подбрасывает и (иногда) ловит мяч

Страницы: 1 2

Смотрите также

Фенетическая структура земноводных местообитаний месторождений песка города Гомеля
Введение Земноводные занимают особое место среди других животных, так как представляют собой первых и наиболее просто организованных наземных позвоночных. Современные земноводные прин ...

Основные этапы эволюции приматов
Введение Отряд приматов имеет историю развития, насчитывающую несколько десятков миллионов лет. Одной из важнейших особенностей этой группы животных являлось обитание на деревьях. Им ...

Распространение, численность и видовой состав бесхвостых земноводных в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ Оценка современного состояния изучаемой проблемы Поскольку единицами биосферы являются биогеоценозы, обладающие способностью трансформировать вещество и энергию в соответ ...